История Дворца культуры им. Г.Д.Агаркова

  На дворе 2013 год. За время существования в нашем городе культурного центра тысячи жителей Верхней Салды прошли школу самодеятельного творчества и тысячи зрителей побывали на концертах и спектаклях любительских коллективов и профессиональных артистов Дворца культуры имени Г.Д. Агаркова. 
 Прочно вошли в жизнь салдинцев праздники, организованные Дворцом культуры. Сейчас даже трудно представить, как мог существовать наш город без культурного центра, объединяющего вдохновение артистов и зрительское тепло. Сегодня стоит оглянуться назад, посмотреть, с чего начинался Дворец культуры…

 











Предшественником Дворца культуры имени 1 мая (с 1993 года – имени Г.Д. Агаркова) был расположенный в деревянном бараке на улице Ленина (на месте аптеки №42) клуб имени 1 мая. В нем было несколько комнат, небольшой зал и фойе, где по выходным дням под духовой оркестр или баян танцевала молодежь. Здесь же работала заводская библиотека и кружки: вокальный и драматический. Руководителем драматического кружка был Василий Федорович Силантьев – инженер литейного цеха в прошлом он руководил любительским театром в Сетуни, вокальным кружком руководила Ольга  Владимировна Есаулова, а духовым оркестром – Василий Федорович Котов, позже, уже во Дворце, продолжил дело отца и долгие годы руководил оркестром его сын – Герман Васильевич. Позже, после войны, кружков стало больше: вокальный кружок вырос до целого хора, руководить которым стала Нина Иосифовна Бухман, Виктор Григорьевич Лисицын, новый руководитель и режиссер драматического кружка, возглавил еще и танцевальный коллектив.
  В 1949 году в клубе появился талантливый баянист Борис Григорьевич Горчанов. И вот подлинная история из его творческой биографии, которую он неоднократно рассказывал…

 
История о том, как Борис Горчанов стал баянистом.

   В те времена готовился концерт, посвящённый 70-летию Сталина. Хор клуба имени 1 Мая разучил кантату, посвящённую вождю, а дирижировать должен был маэстро из Москвы. График репетиций был плотным, но в день концерта нервы баяниста не выдержали, и он расслабился традиционным русским способом. Директор клуба побежал искать Горчанова. А Борис Григорьевич  только-только начал учиться игре на баяне. «Ты сегодня играешь в оркестре, – приказал директор, – не то меня посадят». Горчанову  сунули баян и буквально вытолкали на сцену. Московский дирижёр махнул палочкой, «баянист» дал ноту ля, хор запел. Первый куплет Борис Григорьевич играл «шёпотом». А потом ему стало обидно: баяна-то не слышно! Он растянул меха, и хор закончил кантату на самой высокой ноте. Это выступление было признано высокопатриотичным. А Борис Григорьевич  тогда сказал: «Если бы не эта кантата, я бы ещё лет десять учился на баяне играть».

В 1955 году, за год до открытия Дворца культуры, приехал в Верхнюю Салду и возглавил эстрадный оркестр Юрий Всеволодович Снежинский. Оркестр сразу стал очень популярным у салдинской молодежи.
Одним словом, маленький барак уже не вмещал всех желающих заниматься самодеятельным творчеством, и было принято решение построить настоящий дворец.






Дворец культуры – это инициатива тогдашнего директора завода Александра Александровича Черняева.                                                                                                                                      
Из воспоминаний Михаила Федоровича Чепелева:

  — ''Очень активно взялся за дело Черняев. Собрал он как-то нас всех: «Закладывайте дворец!» «Как закладывайте? Денег-то нет!» «Это не ваше дело!»  Заложили на 100 тысяч рублей. Денег, однако, так и не было. Доводил все до конца Гавриил Дмитриевич Агарков''. Меня привлекли к этому делу позже. Как-то вызывает Агарков: ''Михаил Федорович, надо поднимать стройку Дворца. Беспорядок там большой''. Надо так надо. А вся сложность заключалась в том, что стройка велась заключенными; вокруг будущего Дворца забор с колючей проволокой стоял, охрана. Прихожу на стройку, спрашиваю: ''Кто у вас тут ''бугор''?''(авторитет, значит). ''Тимофей," – отвечают. Вызываю я его: ''Что надо, чтобы и строительство шло, как надо, и мне кирпич на голову ''случайно'' не  упал?'' ''Закрывай мне наряд на 500 рублей в месяц и можешь ходить там, где хочешь''. Что делать, работать-то надо – приказал я своему нормировщику выписывать наряд на 500 рублей ежемесячно.
   А непорядка там и вправду много было. Бомбоубежище в подвале по проекту строили. Стены там были метровой толщины, так заключенные их вместо бетона глиной заполняли. Обнаружил  вовремя, исправили это дело.  Через некоторое время  все наладилось. Сам был доволен, Агарков не тревожил. Приступили к крыше. Я все наряды визировал, проверял хотя бы приблизительно. И вот смотрю как-то, стоимость покрытия крыши 15 тысяч рублей. Засомневался: ну, не может такого быть! Позвал нормировщика: ''Проверь!'' Проверил, оказалось – полторы тысячи всего. Ноль прибавили ''зэки''. Зачеркнул, исправил, как положено. И вот, дня через два ко мне в конторку заходит бригадир заключенных, а в руках держит ключ газовый: ''Гражданин начальник, ты жить-то хочешь?'' ''Так же, как и ты,'' –  отвечаю. Сам немного отодвигаюсь. Как раз коновозчик ко мне пришел, путевку ему подписывал. Он это дело понял и – пулей из кабинета! Что делать, сижу, время тяну, зубы заговариваю… Вдруг заскакивает ''бугор'', тот самый Тимка-Тимофей и ''метелит'' того бригадира! Выгнал, короче. Зону я остановил, вызвал начальника лагеря, и эту бригаду убрали. Тяжело было там работать, сколько раз я к директору ходил: ''Отпустите, Гавриил Дмитриевич!''. ''Отпущу, только сделай ты правое крыло – там Малый зал'', – отвечал. Так и шло – правое крыло делал я, а левое – Упоров, начальник ЖКО. Там была хорошая строительная организация, человек 160. Да у меня где-то около 200. Так вместе и работали. Так что не только моя заслуга в этом деле.
    Для отделки Дворца пригласили архитектора из Свердловска, Юрия Алексеевича  Иванова. Отличнейший мастер! Научил наших людей лепнину делать и вся лепка во Дворце – наша работа. На память о том времени у меня в квартире лепнина и осталась. А уж роспись Юрий Алексеевич делал сам. Мы с ним ездили смотреть Дворцы в Тагиле – их много там строилось. Так он всегда говорил, что наш лучше будет''. 

 
    В ноябре 1956 года на заседании заводского комитета ВЛКСМ директор завода Гавриил Дмитриевич Агарков выступил с такой речью:
  «Товарищи комсомольцы! Предстоит важное событие, которого мы долго ждали – открытие нового Дворца культуры. Это праздник для коллектива завода, да и всего города. Но я не хочу, чтобы Дворец культуры стал очередным городским клубом с установившимися в них порядками. С первого же часа нужно определить такой уровень поведения посетителей, чтобы Дворец стал действительно очагом культуры, куда люди ходили бы, как на праздник! Никаких кино, танцы – в исключительных случаях, по праздникам. Во Дворце должны быть концерты эстрадного оркестра, драматические постановки, гастроли лучших артистов, торжественные мероприятия, праздники. Прошу комитет комсомола создать дружину, которая с первой же минуты обеспечивала бы соблюдение безукоризненного порядка во время празднеств. Ни один человек не должен попасть во Дворец в резиновых сапогах, в грязных ботинках даже по пригласительному билету. Послабления допустимы лишь «по наличию галстука».
  Народ воспринял установление достойных норм поведения во Дворце одобрительно, и вскоре необходимость в дежурстве отпала сама собой.

 
Дворец был построен по типовому проекту. И если вам  случалось путешествовать по разным городам России вы наверняка встречали его «близнецов» Но, конечно, для нашего маленького провинциального города – это была немыслимая по тем временам роскошь: плюшевые шторы и диваны, ковровые дорожки, прекрасные люстры, великолепная лепнина и роспись потолков и стен…


  Все это не шло ни в какое сравнение с деревянным бараком, в котором до 30 декабря 1956 года ютилась вся культура города.
  И так, открытие Дворца состоялось. Первым директором стала Анна Константиновна Руднева – инженер завода, сама активный участник самодеятельности, играла ведущие роли в драматическом кружке. Именно на ее плечи легла тогда вся организационная работа по созданию коллектива специалистов всех жанров любительского творчества и хозяйственных работников. Одним словом, ее задачей было создать все условия, чтобы Дворец начал жить своей разнообразной, кипучей и радостной жизнью. В талантливых руководителях недостатка не было. Кроме перешедших из клуба Б.Г. Горчанова, Ю.В. Снежинского, В.Ф. Котова и Н.И. Бухман, появились еще Лидия Титовна Лидина (мать Ю.В. Снежинского), которая возглавила хореографический коллектив, Виктор Аркадьевич Зайцев – режиссер драматического кружка (впоследствии – актер Нижнетагильского драматического театра) и многие дуругие. Уже через несколько месяцев после открытия Дворца 6 марте 1957-го года на сцене ДК состоялся заводской фестиваль молодежи, посявщенный Всемирному фестивалю молодежи и студентов.
  В 1958 году Дворец культуры возглавил  Алексей Михайлович Днепровский, высокой культуры человек. Благодаря его усилиям заводской очаг культуры превратился в центр методической и массовой работы не только для заводчан, но и для всех жителей города, он же стал режиссером драматического кружка. К сожалению, жизнь его оборвалась очень скоро, но за три коротких года он успел поставить два спектакля: «Барабанщица» и непростой для постановки спектакль по пьесе Штейна «Океан». Эта работа Днепровского имела просто небывалый успех. Именно в ней проявили себя как талантливые актеры: Александр Зобнин, Юрий Калашников, Лидия Пыльнова, Владимир Руднев, Валентина Кореева, Анатолий Френкель, Тамара Сухоросова.
  Именно Днепровский пригласил на работу во Дворец, в качестве режиссера детского театра,  школьного библиотекаря Афанасию Николаевну Плотникову. Впоследствии театр получил имя «Маяк», звание «народный», за 27 лет стал настоящим кумиром  салдинцев, а его режиссер поставила более 60-ти спектаклей и стала настоящей мамой Фаей для нескольких поколений юных актеров. Но это было уже позже.
Вернемся в 60-е.
  С 1964-го по 1981 годы директором Дворца культуры был Николай Петрович Степанов.  Он был не только директором, но и режиссером нескольких спектаклей: «Глубокие корни», «Любовь Яровая», «Соловьиная ночь» и другие. Это была, пожалуй, самая яркая и неоднозначная личность среди всех руководителей ДК. Николай Петрович не только умел подбирать кадры, ценил профессионализм и трудоспособность каждого, был достаточно жестким и требовательным, но также жестко и непоколебимо защищал интересы своих сотрудников на любом уровне. Его уважали и даже побаивались: в гневе бывал, что называется, страшен. Как бывший фронтовик, он никого не боялся и не перед кем не склонял головы. За годы его правления Дворец окреп и расцвел всеми красками разнообразных творческих направлений. В 1977 году ему было присвоено звание «Заслуженный работник культуры РСФСР». Такое же звание чуть позже получили руководитель академического хора Борис Григорьевич Горчанов и руководитель ВИА «Горизонт» (70-е годы), ВИА «Аттракцион» (80-е годы)  и группы «Тирус-бэнд» (90-е годы) — Юрий Всеволодович Снежинский.
  В 60-е во Дворце возникли клубы по интересам: ветеранов труда, любителей музыки, шахматистов, огромной популярностью пользовалось КВНовское движение, практически в каждом цехе завода работали кружки самодеятельности, в основном это были хоры. Скоро их стало так много, что было решено провести во Дворце культуры 1 смотр цеховых хоров. В нем приняли участие 10 коллективов, и хоры были просто огромные. Например, хор цеха №3 составлял 120 человек! И солистом хора был, между прочим, начальник цеха Иван Петрович Пучков. В дальнейшем, смотры хоров переросли в смотры цеховой самодеятельности, и участников было так много, что проводили их два раза в год, и длились они по несколько дней.
  70-е годы были отмечены настоящим бумом вокально-инструментальных ансамблей. Флагманом среди них был, конечно, «Горизонт» под руководством Ю.В. Снежинского. Кроме этого дворцовского коллектива, 7 цехов завода могли похвастать наличием своего собственного ВИА.  Благодаря развитию этого нового жанра, заводские смотры самодеятельности стали более популярны среди молодежи. Конечно, аппаратура была несовершенна, и подготовка и настройка очередного ВИА могла продолжаться 20-30 минут. Но терпеливые салдинские зрители все равно ждали выступления своих любимцев, чтобы отблагодарить их настоящими овациями.
  Но самый большой размах и огромную популярность приобрело в 70-е – 80-е годы агитбригадовское движение.



Украшением многих творческих вечеров был эстрадный оркестр «АТТРАКЦИОН» под руководством Юрия Всеволодовича Снежинского, который был создан в 1955 году. Интерес к этому жанру у молодежи был большой, и оркестр сразу же стал популярен у салдинского зрителя на протяжении полвека. Снежинский  – профессионал высочайшего класса. Свою награду – Лауреат Ленинской премии комсомола – он считает самой высокой.





 
 Родился  школьный театр «Маяк», режиссёром которого стала Фаина Николаевна Плотникова. В то время, когда открывался Дворец, она работала в школе, вела литературно-драматический кружок. Днепровский узнал, что школьники ставят Островского, Горького, и пригласил  Фаину Николаевну во Дворец.  Музыку для театральных постановок «Маяка» писал Снежинский Ю.В. Тогда не было таких технических возможностей, как сейчас, и вся музыка записывалась через микрофон или исполнялась вживую на рояле.

Из воспоминаний Фаины Николаевны, о том как появлялись в нём первые актёры:

– Я сама ходила по школам, наблюдала на переменках за учениками и самых шустрых приглашала в «Маяк». «Маячата» познавали в театре самое главное – понятия о добре и зле, о прекрасном… Они наравне со взрослыми участвовали во всех мероприятиях Дворца культуры.

  Многие участники этого детского коллектива, подрастая, не желали покидать родной дом творчества и переходили в родственные по духу взрослые коллективы, оставаясь верными самодеятельному творчеству многие годы.
  И есть, наверное, закономерность в том, что часть участников коллектива, сделала творчество своей профессией и жизнью. Большая часть «маячат» навсегда осталась благодарны «Маяку» за прекрасные мгновения на сцене.
 Живой интерес вызывали выступления агитбригад, которые острым словом, смехом били по лоботрясам,  разгильдяям, прогульщикам, «несунам», и нередко выступления  агитбригад были более острыми и действенными, чем «проработки» на собраниях.
  Почти все самодеятельные коллективы, ставшие визитной карточкой Дворца культуры, продолжают свою творческую жизнь, развивая и укрепляя лучшие традиции самодеятельного творчества.
Академическим хором руководил Борис Григорьевич Горчанов.
Его преемник Светлана Карпухина, высококвалифицированный дирижёр, сохранила всё, что было им наработано. Репертуар академического хора всегда обширен и многообразен. В нём присутствует народная и патриотическая песня, сцены и арии из опер и оперетт, а также духовная музыка. А вокальные данные многих солистов позволяют справляться со сложнейшими партиями.
  Дворец культуры имеет богатые  традиции в драматическом  искусстве. Всегда с аншлагом шли спектакли  драматических коллективов. Театральные коллективы развивались преемственно: в коллективе «Маяк» ставились спектакли лучшей детской драматургии, взрослый коллектив представлял шедевры русской драматургии. Эти спектакли и ещё десятки других были поставлены двумя замечательными режиссёрами, актерами и руководителями театральных коллективов для детей и взрослых.
  Много лет салдинцев радует и восхищает духовой оркестр под руководством Игоря Моисеенкова – талантливого, увлечённого, влюблённого в музыку и свою профессию человека.

Игорь Анатольевич, окончил консерваторию, профессионал с большой буквы. Такой дирижёр – подарок для творческого коллектива.

  А сами участники творческого коллектива – музыканты-любители. После работы на репетиции оркестра идут сотрудники ВСМПО, работники городских организаций, пенсионеры, дети. Каждый год коллектив готовит новую концертную программу, в которую входит 20-25 произведений.
  Каждый коллектив представлял своё творчество на суд строгого жюри на всевозможных фестивалях и конкурсах, от городских до российских, и нередко завоевывали призовые места.


  Что же сегодня Дворец?   Жизнь здесь кипит, бьёт ключом, каждый час с утра и до позднего вечера расписан. Мероприятия и праздники разной направленности и для разной аудитории, репетиции и подготовки… Ещё не успели схлынуть эмоции, подаренные Фестивалем «Новая волна», а уже слышно о подготовке к другому мероприятию. И так каждый день, каждый час, каждую минуту.
  Работа Дворца стоит на трёх китах: активное познание, творческая самореализация, удовольствие и досуг.  Главная задача – сделать досуг для салдинцев активным, познавательным и интересным.
  Во Дворце работает творческая, талантливая команда, которой удаётся сохранить Дух Дворца, его традиции, поскольку все – последователи Фаины Николаевны, Бориса Григорьевича, Юрия Всеволодовича…
  Творческий коллектив много внимания уделяет нравственным проблемам и проблемам воспитания, а также формированию эстетического вкуса и раскрытию творческого потенциала участников художественных коллективов. Со дня открытия и по сей день Дворец культуры является любимым местом отдыха и реализации творческих возможностей салдинцев и их детей.
  Конечно, не по объёмам, не по «культурно-просветительному валу» надо судить о ценности и эффективности работы учреждения культуры, а по качеству, то есть по воздействию на умы и сердца тех, кто является поклонником прекрасного. О том, что благотворное влияние Дворец оказывал и оказывает на людей, наиболее ярко свидетельствуют полные залы на многих концертах, живой отклик на предлагаемые мероприятия для разной аудитории.
  И сегодня во Дворце культуры имени Агаркова обеспечивается развитие самого широкого диапазона интересов и потребностей трудящихся, и их детей – от хорового, ансамблевого, вокального пения, до русской и эстрадной хореографии…. Как в прошлые годы, Дворец культуры, используя самые различные жанры и формы культурно-просветительной работы, удовлетворяет в своей деятельности духовные потребности всех жителей Салды. Ни одно солидное мероприятие Корпорации ВСМПО-АВИСМА и Верхней Салды не проходит без участия творческого коллектива Дворца культуры.
  Невозможно перечислить сотни концертов, творческих встреч, спектаклей, которые прошли на сцене Дворца культуры. Скажем самое главное: Дворец был и остаётся истинным очагом культуры. В нём восхищает всё: и само здание, и люди, работавшие и работающие здесь, – настоящие патриоты Дворца, готовые всегда служить миру искусства и людям, которые пришли получать радость и наслаждение от встречи с прекрасным.